Pivot — это не страшно
⚡Пивот (англ. pivot) — ещё одно слово из мира стартапов. Не самое приятное, надо сказать. Но и не фатальное. В переводе означает “вращение, поворот, вираж”.
ℹ️Строго говоря, пивот — это изменение стратегии стартапа ради его сохранения или роста. План Б, а иногда и В, к которому стоит перейти до того, как проект не сумел набрать (или начал терять) клиентов. И уж тем более — до того, как он разорился. Когда пивот случается в состоявшейся, успешной и крупной компании, его называют “масштабированием” или “технологическим рывком”. К примеру, Netflix пережила два пивота: из крупнейшего прокатчика DVD — в стриминговый сервис, а затем — в киностудию. И не потому, что мало зарабатывала.
☝️Термин “пивот” впервые употребил Эрик Рис в книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup». Суть описанной в ней концепции — Lean Startup — заключается в проверке бизнес-идей с небольшими затратами. Такой стартап может в любой момент изменить продукт, бизнес-модель, способ монетизации и так далее. Возможность резкого поворота — собственно, пивот — важная часть этой концепции.
🚀Пивот позволяет не зацикливаться на одном продукте или направлении, чтобы не упустить возможность создать что-то более ценное. Главное, что для этого требуется — внутренняя готовность к радикальным переменам, помноженная на учет имеющихся средств и аналитику ключевых метрик. Чем лучше у вас отлажены эти механизмы, тем раньше вы поймете, что надо менять траекторию.
😎И напоследок — пример, который, мы уверены, удивит многих. Ведь сегодня мало кто вспомнит, что YouTube задумывался как… дейтинговый сервис, проще говоря — сайт знакомств. Фаундеры ожидали, что одинокие пользователи будут загружать на платформу свои видеовизитки (это ведь лучше, чем обычные фото!). Но через три недели после запуска никто так и не соблазнился этой чудесной возможностью. “Грузите что хотите, пока это законно”, — в отчаянии вскричали основатели. И вот тут-то всё и завертелось!